Духовный храм
В плане религиозных убеждений Тайвань очень разнообразен. Здесь практикуют буддизм, даосизм, христианство, мормонизм, присутствует Церковь объединения, католицизм, ислам, православие, иудаизм и индуизм, а также представлены местные секты, такие как Игуаньдао и прочие. Жители острова не только уважают традиционные верования, но и открыты другим религиям, приходящим извне.
Преимущественные традиционные религии, исповедуемые на Тайване — это буддизм, даосизм и народные верования. Тем не менее, за исключением небольшого числа исключительно буддийских храмов, большинство традиционных культовых мест острова объединяют все три традиции. Религиозная церемония Дунган Ванье
Конфуцианство — еще одна важная составляющая религиозного мышления на Тайване. Конфуций был самым известным и любимым китайским наставником, ратующим за практику ритуалов предков и уважение к ним. Император Юань-ди из Западной династии Хань (207 г. до н.э. — 24 г. н.э.) построил первый храм в честь Конфуция, после чего было возведено еще множество святилищ в знак уважения к мудрецу. Религии из внешнего мира впервые появились на Тайване в начале 17-го века, когда испанские и голландские миссионеры стали проповедовать католицизм и протестантизм. Пресвитерианство, одно из направлений в протестантизме, возможно, сыграло наиболее заметную роль в истории Тайваня.
Даосизм — традиционное китайское учение, и многие из его богов — это обожествленные люди, которые на самом деле жили в прошлом и внесли важный вклад в развитие общества. Классический пример — Гуань Гун, бог войны; при жизни он был известен как Гуань Юй, военачальник эпохи Троецарствия. Даосизм пришел на Тайвань в 17 веке, но в период японской оккупации (1895-1945) его сторонников притесняли из-за того, что учение несло дух китайской культуры. В те годы исповедующим даосизм приходилось тайно поклоняться своим богам в буддийских храмах, и после того, как страна вернулась под власть Китая, сближение двух религий продолжилось. Сегодня всем божествам поклоняются в одном храме — одна из уникальных религиозных особенностей Тайваня.
Религиозные церемонии

Паломничество Дацзя Мацзу

Мацзу, богиня моря, в 17 веке приехала на Тайвань вместе с жителями провинции Фуцзянь и стала одним из самых почитаемых божеств на острове. Сегодня на острове в честь нее построено около 870 храмов. День рождения Мацзу приходится на третий месяц китайского лунного календаря. В это время храмы по всему острову устраивают празднества ее дня рождения, сжигают благовония и показывают божествам их владения. Ряд крупнейших празднеств организуется в храме Чжэнлань Дацзя в городе Тайчжун, в храме Тяньхоу г. Луган в Чжанхуа, храме Чаотянь в уезде Юньлинь, храме Датяньхоу в городе Тайнань и храме Фэнтянь в уезде Цзяи. Самый большой праздник проходит в храме Чжэнлань, у него самая старая история.
Паломничество из храма Чжэнлань Дацзя проходит в течение третьего месяца китайского лунного календаря, когда отмечают день рождения Мацзу. В это время организуются всевозможные праздничные торжества, в том числе театрализованные кукольные представления, выставки вышитых полотнищ, парады лодок, танцы драконов и львов, а также другие мероприятия во время прохождения процессии. Девятидневное шествие проходит через уезды Чжанхуа и Юньлинь и заканчивается в храме Фэнтянь в Синьгане, уезд Цзяи. Многие верующие участвуют в процессии от начала до конца.
Образ Мацзу, который несут с собой паломники, радостно приветствуют в храме Фэнтянь. Поклонники божества готовят ему подношения: мясо, фрукты и овощи; взрывают петарды и жгут благовония. Еще одной кульминацией событий служит возвращение Мацзу в своем паланкине домой в Дацзя; вдоль маршрута выстраиваются сотни тысяч верующих, отмечающих праздник вместе с друзьями, родственниками и возвращающимися паломниками.

Боевое искусство Сун Цзяня 

Существует версия, что начало этой традиции положил Сун Цзян — легендарный разбойник из романа «Речные заводи», другое название которого — «Все люди — братья». По этой версии, Сун Цзян разработал тип боевого искусства, уделяя основное внимание порядкам, с меньшим упором на индивидуальное боевое мастерство, чтобы обучать своих последователей. Говорят, что отряд был сформирован из 36 звездных богов «Тяньган» (духи звёзд Большой Медведицы) и 72 звездных богов «Диша» (духи 72 звёзд).
По другой версии, это боевое искусство представляет собой боксерское направление Шаолиньской школы боевых искусств, основанной в период бокса Шаолинь Шантао, формирования львов и формирования мечей-львов.
Некоторые полагают, что боевое искусство Сун Цзяня на Тайване было одним из видов тренировок, которые использовал Чжэна Чэнгун (Коксинга) для подготовки своих войск для защиты прибрежных районов Тайваня во времена поздней династии Мин. В то время Сун Цзян оказал большое влияние на народное мнение — люди прониклись уважением к смелым революционерам. В ходе военной кампании по свержению правительства Цин и восстановлению династии Мин Чжэн Чэнгун и его армия из провинции Фуцзянь сравнивались с героями топей Ляншань (горы Лян) из «Речных заводей». Боевые приемы, которые использовали в армии, стали прообразом боевого искусства Сун Цзяня.
Состав боевого отрядя Сун Цзяня Изначально боевой отряда Сун Цзяня состоял из 108 духов созвездий, которыми, как говорили, стали 36 звездных богов «Тяньган» и 72 звездных богов «Диша». Сегодня в отряд Сун Цзяня входит 36 членов. Уменьшение размера связано с социальными изменениями на Тайване и убеждением, что число 108 несет несчастье. На Тайване традиционный боевой отряд Сун Цзяня есть в городе Гаосюн, с большим количеством боевых групп в районах Дашу и Нэймэнь. Однако, с точки зрения храмовых мероприятий, район Нэймэнь занимает центральное место в боевом искусстве Сун Цзяня. В Нэймэне, ранее известном как «Луоханьмэнь», проживает менее 30000 человек, но в городке насчитывается 15 групп приверженцев боевого искусства Сун Цзяня. Во многом это связано с настойчивостью и преданностью своему делу комитетов Храма Цзычжу в Нэймене и Храма Цзыху в Наньхае, которые поддерживают эту красочную традицию и стремятся познакомить с ней весь мир.

Сжигание лодки Бога черной смерти в Дунгане

Сжигание лодки Бога черной смерти — народный ритуал рыбаков юго-запада Тайваня. Изначально цель этого ритуала заключалась в том, чтобы отправить Бога чумы в море вместе с этой болезнью. В наши дни ритуал превратился в действо, когда молятся о мире и удаче. В Дунгане, уезд Пиндун, фестиваль проводится один раз в три года, в период, соответствующий девятому месяцу китайского лунного календаря, в храме Дунлун. В середине четвертого месяца в храме Цинъань в Сигане, уезд Тайнань, проводится еще один праздник. Как правило, мероприятия в Дунгане носят более масштабный характер. Эти празднования включают в себя грандиозные храмовые мероприятия, кульминация которых — сожжение лодки с чумой в последний день.
Праздник сжигания лодки в Дунгане длится восемь дней и семь ночей. По обычаю последователи сначала поджигают лодку, а другие участники празднества готовят вещи для символического путешествия. Затем разводится большой огонь, чтобы заставить всех злых духов и Бога черной смерти зайти на борт, после чего лодку сжигают, а верующие в это время молятся о мире.

Фестиваль «Соль для мира» Куншэна Ванье

Добыча соли вдоль юго-западного побережья Тайваня имеет долгую историю, ее истоки восходят к временам династий Мин и раннего периода династии Цин. В основе добычи лежало испарение морской воды под воздействием солнца с использованием сложных технологий и особого мастерства. Это была одна из крупнейших тайваньских отраслей на протяжении почти 340 лет. Добыча внесла значительный вклад в экономическое развитие страны, а сама соль стала важным продуктом в повседневной жизни людей. Хотя Тайвань больше и не является крупным производителем соли, с 2002 года традиционное действующее месторождение соли находится под управлением Администрации национальных достопримечательностей юго-Западного побережья, которая поставила задачу сохранить историю этой важной тайваньской отрасли.
Период с конца осени до начала зимы, когда дуют сильные прибрежные ветры, а дожди выпадают редко — лучшее время, чтобы посмотреть, как добывают морскую соль. В это время проводится несколько тематических мероприятий, посвященных соли, включая фестиваль «Соль для мира» Куншэна Ванье в храме Дайтянь в Нанкуншене и в Бэймэне, традиционном центре соляной промышленности. Во время этих мероприятий гости могут окунуться в атмосферу прошлого, когда соль была приправой, от которой зависела жизнь людей на юго-западном побережье Тайваня.
Церемонии коренных народов
Таинственные обычаи и традиции коренных племен, туземных народов Тайваня, такие как Праздник урожая (Сматто), Поклонение охоте (Мабуасу), духовные ритуалы, тотемизм и поклонение змеям, наделяют тайваньскую культуру дополнительным измерением. Коренные племена Тайваня принадлежат к самой северной ветви астронезийской языковой семьи, а этнически относятся к малайской расе. Большинство коренных племен переселились в горы. Однако, несмотря на ассимиляцию, все же можно выделить 16 различных племен, которые используют свои языки, придерживаются традиций и племенной структуры. К ним относятся: ами, атаял, пайвань, бунун, пуюма, рукаи, цзоу, сайсият, ями (тао), тао, кавалан, труку, сакидзая, седик, канаканабу и хлаалуа.

Церемония майасви племени цзоу

Майасви — самая священная религиозная церемония племени цзоу. Раньше ее проводили перед битвой или охотой; Раньше ее проводили перед битвой или охотой; в наши дни ее ежегодно в феврале ее организуют общины Дабан и Тефуйе в уезде Цзяи. Церемония проводится в племенном доме собраний для мужчин («Купах»).
Военная церемония племени включает в себя обряды победы, обряды головы врага и обряды приветствия богов.
Фестиваль охоты на уши — самый важный праздник племени бунун. Празднование идет с конца апреля до начала мая и делится на посевные и охотничьи обряды, а также ритуал стрельбы по ушам. В это время жарят свинину, разделывают туши и запасают мясо; это праздник работы, призвание духов и другие важные мероприятия.
Традиционная церемония стрельбы по ушам начинается задолго до самого праздника, когда молодые люди племени отправляются в горы на охоту. У добычи они отрезают уши, прикрепляли их к шестам или веткам деревьев, чтобы члены племени могли пострелять в них из луков. Маленькие дети под присмотром своих отцов и старших братьев также практикуются в стрельбе в надежде, что это поможет им стать хорошими охотниками.

Праздник летучей рыбы племени ями (тао)

В жизни народа ями (тао) большую роль играет праздник летучей рыбы. Каждый год с января по июнь вместе с течением Куросио к берегам острова приплывает летучая рыба, принося богатый улов племени ями (тао), живущем на острове орхидей. Поэтому ями считают, что эта рыба — дар богов и  дорожат этим природным богатством. Некоторые обычаи и табу племени также тесно связаны с появлением и исчезновением летучей рыбы.
Праздник летучей рыбы состоит из церемоний, которые начинаются во втором или третьем месяце лунного календаря и продолжаются приблизительно четыре месяца. Фестиваль состоит из нескольких частей, включая благословение лодок, молитву о щедрой добыче, приманивание рыбы, церемонию первой ночной рыбалки, церемонию хранения рыбы и церемонию прекращения рыбной ловли. Ями носят набедренные повязки, серебряные шлемы и золотистые пластины и становятся лицом к морю, чтобы помолиться за обильный улов. Участвовать в фестивале могут только мужчины.

Праздник урожая племени ами

Праздник урожая — крупнейший фестиваль племени ами. В различных деревнях в июле и августе проводятся отдельные фестивали; все они состоят из трех этапов: приветствие, угощение духов и проводы духов. В наше дни церемонию сократили, а религиозные обряды упростили. Добавились такие развлечения, как соревнования по бегу, перетягивание каната и стрельба из лука. Праздники, когда-то существовавшие только у племен, теперь открыты для широкой публики.

Жертвоприношение духам племени сайсият

Жертвоприношение коротким духам — самый важный традиционный обряд племени сайсият. Каждые два года проводится малая церемония, каждые 10 лет — большая. Праздник отмечает на 15-й день 10-го лунного месяца, в конце сезона сбора урожая, и длится четыре дня и три ночи.
Первый день праздника начинается с приветствия духов. Старейшины племен предлагают им вино и мясо, а затем, обращаясь к востоку, молятся, чтобы поприветствовать Коротких духов. Во второй день духов развлекают — это главный элемент всего события. Сайсият участвуют в празднествах и танцуют, чествуя Коротких духов. В последний день проводятся обряды прощания с духами. В назначенное время люди племени бросают снопы травы и связки из веток ореха в сторону востока, показывая, что Короткие духи уже ушли. После этого участникам раздают рисовое вино, свинину и рисовые лепешки в честь окончания праздника.
Церемония обезьяны и церемония охоты вместе называются Годовым праздником племени Пуюма. Традиционно пуюма были самым воинственным коренным народом Тайваня. Каждый год в конце декабря племя проводит церемонию обезьяны, уникальный ритуал, символизирующий вступление мальчиков племени во взрослую жизнь. Другое название праздника — «Церемония прокалывания обезьяны», поскольку молодые люди племени проходят серию строгих испытаний, наиболее важное из которых — прокалывание обезьяны (в наши дни обезьяну делают из соломы) бамбуковой палкой. Считается, что это помогает воспитывать мужество и чувство взаимодействия между молодыми людьми. Участники должны пройти через четыре уровня испытаний, после чего им разрешается принять участие в церемонии охоты. От мальчика требуется в течение пяти дней выследить и убить дикое животное. После этого мальчик считается мужчиной, имеющим право жениться.